Физическая культура и спорт

История спорта


Каменный век, наскальная живопись.

История физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт имеют многовековую историю.
Наукой установлено, что ее простейшие злементы появились
на самой ранней ступени развития человечества.
Этнографические, археологические и другие исследования
показывают, что выделение физических упражнений и игр
из трудовых движений в относительно самостоятельный вид
деятельности человека, в элементы физической культуры
прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.
История говорит, что у многих древних народов существовал
обычай проверять уровень физической подготовленности при
переходе молодежи из одной возрастной группы в другую.
Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось
жениться до выполнения определенных испытаний по физи-
ческой подготовке — этим определялась их способность
к самостоятельной жизни.

(+)Фото: «Каменный век, наскальная живопись».
    История физической культуры и спорта



Наскальные рисунки в пещере Вади Сура, Ливия.

Из истории спорта

Во Франции, в пещере Ласко, были найдены наскальные рисунки
времён палеолита, которые изображали что-то вроде спринта и
борьбы (около 17 300 лет назад). Наскальные рисунки времён
неолита в провинции Баянхонгор, Монголия, изображают подобие
борьбы в окружении толпы, а на наскальных рисунках этой же
эпохи, найденных в пещере Вади Сура возле плато Гильф-эль-Кебир,
Ливия, отображены доказательства плавания и стрельбы из лука.
Все эти соревнования и виды деятельности были характерны для
далёкого прошлого, но нас больше интересует, когда же началось
повсеместное распространение тренировок?

(+)Фото. Наскальные рисунки в пещере Вади Сура, Ливия.

Из истории спорта

Награждение победителя на Античных олимпийских играх.

Физическая культура Древней Греции

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась
система физической культуры Древней Греции. Это государство
отличалось тем, что в нем уделялось особое внимание образованию
и воспитанию. Уже в V в. до н. э. афиняне гордились тем, что
в их городе не было ни одного неграмотного. Коллективные формы
обучения только начинали складываться путем объединения детей
в группы, руководимые преподавателями. Само же обучение не было
юридически обязательным, но долг родителей по отношению к своим
детям заставлял заботиться об их образовании и воспитании.
В основу древнегреческой системы образования и воспитания был
положен синтез умственного и физического совершенствования.
Образование включало три одинаково важных части — интеллек-
туальную, музыкальную и физическую. В результате образования
и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела
и духа, достичь идеала — единства красоты и добра.
(+)Фреска: «Награждение победителя на Античных олимпийских играх».



Рыцарский турнир.

Феодальное общество

Свою систему физического воспитания имело и феодальное общество.
Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером,
овладением семью рыцарскими достоинствами — верховой ездой, фехтованием,
стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением
слагать стихи, — и преследовало главную цель: подготовку физически
сильных воинов-рыцарей.
Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме.
Важную роль в формировании новых методов, средств и форм физического
воспитания сыграли педагогические идеи, зародившиеся в Европе
еще накануне французской буржуазной революции.



Промышленная революция.

Промышленная революция и спорт

Промышленная революция сделала своё дело — появилось больше
сидячих рабочих мест. Потребность в движении увеличилась.
В 1774 году Иоганн Бернхард Базедов (Johann Bernard Basedow)
открыл в Германии филантропинум — закрытое учебное заведение,
в котором уделялось большое внимание спорту: борьбе, бегу,
фехтованию, верховой езде. Даже униформа для воспитанников
была сшита из специальной лёгкой ткани. В итоге данная модель
спортивных занятий так понравилась, что начали появляться
аналогичные учреждения, а со временем физические тренировки
стали более систематизированными и были включены в образователь-
ную программу. Спорт как массовый вид деятельности пришёл в жизнь
нашего общества в конце XIX столетия.



Женщины и спорт

Катарина Бичер, 1871 год.

Художественная велокоманда, 1890 год.

Что касается популяризации спорта среди женщин, то в 1823 году
Катарина Бичер (Catharine Beecher), одна из пионеров фитнеса
в США, открыла Hartford Female Seminary — первое учебное
заведение для женщин, в котором в рамках учебной программы
были курсы по физическому воспитанию.
Фитнес в том виде, в котором мы знаем его сейчас, появился
чуть позже, чем началась популяризация бега, —
в начале 70-х годов XX века.

(+)Фото: Художественная велокоманда, 1890 год.
(+)Фото: Катарина Бичер, 1871 год.