Философские анекдоты и истории

Современная философия — XIX–XX веков

Философия с шуткой.
О великих философах и их учениях – 1


Книга: «Философия с шуткой».

Философия с шуткой.
О великих философах и их учениях

Автор: Калеро Педро Гонсалес.
Жанр: Философия, Прочий юмор.
Серии: Галилео.
Язык оригинальной книги: Испанский.
Переводчик: Матерновская Екатерина А.
Город печати: Москва.
Год печати: 2010 г.
ISBN: 978-5-389-00813-7

В своей веселой и при этом глубокой книге испанский ученый
и писатель Педро Гонсалес Калеро рассказывает об истории
философии, о том, над чем смеялись философы, и о том, как
смеялись над ними самими. Он приглашает читателя в увле -
кательное путешествие dо времени и пространстве, в гости
к Диогену, Конфуцию, Вольтеру. Дидро, Расселу, Хайдеггеру
и другим мыслителям прошлого.

Все истории и анедоты из этой книги (1-7 стр.).
Философия с шуткой



Артур Шопенгауэр (1788–1860). Немецкий философ.

Заговор невежд

Древнеиндийские философы подозревали, что мир, который мы привыкли
считать реальным, на самом деле иллюзия. В Ведах этот призрачный мир
называется «завесой майи». Настоящий мир от человека скрыт.

Эта теория пришлась по душе многим на Западе.
Артур Шопенгауэр не сомневался в том, что действительность, которую мы
видим вокруг себя, — мираж, порожденный нашим сознанием. Мы находимся
в плену иллюзий, плотная завеса не позволяет разглядеть истину.
Но что скрывается за иллюзорным миром? Какова настоящая реальность?
Учитель Шопенгауэра Кант говорил, что мир — лишь наше представление
о нем, а истинная действительность для человека непознаваема.
В этом Шопенгауэр с ним не соглашался. Он считал, что в основе реального
мира лежит акт воли, непрерывный импульс, иррациональная сила.
Этой теории посвящена главная книга Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
В нашем представлении мир предстает скоплением индивидов; однако воля
(по мнению философа, она и есть настоящий мир) всегда едина, хоть и предстает
во множестве разных воплощений.
Шопенгауэр опубликовал «Мир как воля и представление» в тридцать лет,
ни на миг не сомневаясь, что написал фундаментальный труд, который тут
же будет по достоинству оценен и непременно войдет в историю философии.
В действительности же книгу ждал ледяной прием. Философ еще много лет
прозябал в безвестности, в то время как величайшим философом эпохи считался
презираемый им Гегель.
В оправдание своей неудачи он приводил афоризм Лихтенберга:
«Если при ударе книгой о голову раздается пустой звук,
  стоит ли винить в этом книгу?
».

(+)Портрет: Артур Шопенгауэр (1788–1860). Немецкий философ.



Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Испанский философ.

Нечто большее, чем простая гипербола

Шопенгауэр, старый брюзга, которого Ортега назвал «морщинистым
гигантом с желчью вместо крови
», был большим пессимистом во всем,
что касалось человеческой природы.
Он полагал, что все мы по натуре эгоисты, и моральные нормы —
единственное средство защиты от жестокости и зависти ближнего.
«Рассуждая об эгоизме, — писал он, — я придумал замечательную гиперболу:
  „Для большинства людей совершить убийство так же легко, как
   стряхнуть грязь со своих сапог
“. И тут же понял, что никакая это
  не гипербола
».

(+)Фото: Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955).
    Испанский философ.



Карикатура: «Гости». Сергей Корсун.

Слишком много свекровей

Шопенгауэр считал полигамию более естественной и гуманной,
чем моногамия.
Среди аргументов в защиту многоженства он приводил и такой:
«Полигамия позволяет не сближаться чересчур с родителями жены,
  которые имеют обыкновение вмешиваться в семейную жизнь детей
  и вполне способны разрушить ее до основания. Однако
, — добавлял
  философ, поразмыслив, — десять свекровей взамен одной — это уж
  чересчур
».

(+)Карикатура: «Гости».
    Сергей Корсун.

Сергей Корсун: «Гости»

Карикатура. Рогоносец. Алексей Меринов.

Противоестественная моногамия

Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели,
напротив, считал ее противоестественной.
«В молодости, — писал он, — мужчине требуется слишком
  много, а с годами все меньше. Женщине же наоборот.
  Потому большинство мужчин в молодости распутники, а
  к старости рогоносцы
».

Карикатура. Рогоносец.
Алексей Меринов.

Галерея Алексея Меринова

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Иллюстрация Энтони Гарнера.

Свет и скорпионы

Признание пришло к Шопенгауэру в последние годы жизни.
В то время с ним пытался сблизиться один известный в Германии
профессор философии, но мыслитель решительно и даже грубо
отклонил его дружбу, заявив, что сияние столь яркого светила
ослепляет его, вынуждая поступить по примеру скорпиона,
которого вытащили на свет и не дают вернуться в спасительную
темноту, то есть отравиться собственным ядом.

Незадачливый профессор пал жертвой ненависти, которую
Шопенгауэр питал к ученой братии.
Незадолго до смерти он произнес:
«Мне не жаль, что тело мое пойдет на корм червям.
  Куда страшнее, что всякие профессора станут
  копаться в моих книгах
».

(+)Рисунок: Артур Шопенгауэр (1788–1860).
    Иллюстрация Энтони Гарнера.



Картина: «Аптекарь Абрахам Франкен», 1657 г. Рембрант.

Четвероякий корень

Первый труд Шопенгауэра (за который он получил степень доктора)
назывался «О четверояком корне закона достаточного основания».
Только что вышедшую книгу он сразу же с гордостью показал матери,
тоже писательнице, с которой в те времена был очень дружен
(вскоре от этой дружбы не осталось и следа).
Прочтя название, мать поморщилась:
Что это еще за четвероякий корень? Или ты написал
    пособие для аптекарей?

(+)Картина: «Аптекарь Абрахам Франкен»,
    1657 г. Рембрант (1606–1669).

Поблизости жил друг Рембрандта Абрахам Франсен,
аптекарь и коллекционер...



Фото: «Садовники тоже шутят». Фотограф Андрей Лекарев.

Шопенгауэр и садовник

Шопенгауэр, как известно, считал, что в основе мира лежит воля.
Эта воля выражена в каждой вещи (и, разумеется, в каждом человеке),
и через них обращается к нам, но чтобы услышать ее зов, нужно
отрешиться от себя. Полностью отказаться от собственной воли.
Другими словами, чтобы постичь тайну бытия, нужно преодолеть тесные
границы собственной личности и превратиться в нечто вроде «мирового ока».

Сафрански рассказывает, как однажды, гуляя по Дрезденскому ботаническому
саду, Шопенгауэр надолго застыл у клумбы с цветами и благоговейно их разгля-
дывал, словно внимая одному ему слышным голосам. Приметив странного госпо-
дина, садовник подошел к нему и поинтересовался, кто он и что, собственно
говоря, делает возле клумбы. — Кто я такой? — переспросил Шопенгауэр. —
Если бы вы мне сказали, я был бы вам очень благодарен.

(+)Фото: «Садовники тоже шутят». Фотограф Андрей Лекарев.
    Ботанический сад кантона Тичино на островах Бриссаго. Швейцария.



Собачья преданность. Cело Тыйглаш Ужгородского района в Украине.

Собачья преданность

У Шопенгауэра был неуживчивый характер.
Неудивительно, что за всю жизнь он так и не обзавелся
друзьями.

Впрочем, самого философа это нисколько не волновало.
Наоборот, он видел в отсутствии друзей повод для гордости.
«Тот, кто оценивает ближнего по количеству друзей, ничего
  не смыслит в человеческой природе
, — утверждал философ. —
  Дружба не медаль за особые заслуги! Собаки преданы тому, кто
  их ласкает и кормит. Так и с людьми. Много друзей у того, кто
  умеет вовремя потрепать по загривку, будь он даже сто раз
  негодяем».

(+)Фото: «Собачья преданность».     Собачья преданность
    Cело Тыйглаш Ужгородского района в Украине.



Фильм: «Человек и его собака». 2008 г. Жан-Поль Бельмондо.

Собака Шопенгауэра

Шопенгауэр до конца своих дней оставался неисправимым мизантропом.
С возрастом он окончательно превратился в старого брюзгу, который
легче находил общий язык с псом по кличке Бутц, чем со своими
собратьями по виду. С собакой философ обращался куда лучше, чем с
людьми, и порой беседовал с ней так, будто животное понимало его слова.
Разумеется, время от времени он сердился на пса. И в сердцах бросал ему
самое страшное оскорбление: «Человек!».

(+)Фильм: «Человек и его собака». 2008 г.
    Страна: Франция, Италия.
    Жан-Поль Бельмондо.