Философские анекдоты и истории

Современная философия – XIX–XX веков

Философия с шуткой. О великих философах и их учениях – 1


Книга: «Философия с шуткой». Педро Гонсалес Калеро. Москва. 2010

Философия с шуткой.
О великих философах и их учениях

Автор: Калеро Педро Гонсалес.
Жанр: Философия, Прочий юмор.
Серии: Галилео.
Язык оригинальной книги: Испанский.
Переводчик: Матерновская Екатерина А.
Город печати: Москва.
Год печати: 2010 г.
ISBN: 978-5-389-00813-7

В своей веселой и при этом глубокой книге испанский ученый
и писатель Педро Гонсалес Калеро рассказывает об истории
философии, о том, над чем смеялись философы, и о том, как
смеялись над ними самими. Он приглашает читателя в увле -
кательное путешествие dо времени и пространстве, в гости
к Диогену, Конфуцию, Вольтеру. Дидро, Расселу, Хайдеггеру
и другим мыслителям прошлого.

Все истории и анедоты из этой книги (1-7 стр.)
Философия с шуткой



Артур Шопенгауэр (1788–1860). Немецкий философ.

Заговор невежд

Древнеиндийские философы подозревали, что мир, который мы привыкли
считать реальным, на самом деле иллюзия. В Ведах этот призрачный мир
называется «завесой майи». Настоящий мир от человека скрыт.

Эта теория пришлась по душе многим на Западе.
Артур Шопенгауэр не сомневался в том, что действительность, которую мы
видим вокруг себя, — мираж, порожденный нашим сознанием. Мы находимся
в плену иллюзий, плотная завеса не позволяет разглядеть истину.
Но что скрывается за иллюзорным миром? Какова настоящая реальность?
Учитель Шопенгауэра Кант говорил, что мир — лишь наше представление
о нем, а истинная действительность для человека непознаваема.
В этом Шопенгауэр с ним не соглашался. Он считал, что в основе реального
мира лежит акт воли, непрерывный импульс, иррациональная сила.
Этой теории посвящена главная книга Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
В нашем представлении мир предстает скоплением индивидов; однако воля
(по мнению философа, она и есть настоящий мир) всегда едина, хоть и предстает
во множестве разных воплощений.
Шопенгауэр опубликовал «Мир как воля и представление» в тридцать лет,
ни на миг не сомневаясь, что написал фундаментальный труд, который тут
же будет по достоинству оценен и непременно войдет в историю философии.
В действительности же книгу ждал ледяной прием. Философ еще много лет
прозябал в безвестности, в то время как величайшим философом эпохи считался
презираемый им Гегель.
В оправдание своей неудачи он приводил афоризм Лихтенберга:
«Если при ударе книгой о голову раздается пустой звук,
  стоит ли винить в этом книгу?
».

(+)Портрет: Артур Шопенгауэр (1788–1860). Немецкий философ.



Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Испанский философ.

Нечто большее, чем простая гипербола

Шопенгауэр, старый брюзга, которого Ортега назвал «морщинистым
гигантом с желчью вместо крови»
, был большим пессимистом во всем,
что касалось человеческой природы.
Он полагал, что все мы по натуре эгоисты, и моральные нормы —
единственное средство защиты от жестокости и зависти ближнего.
«Рассуждая об эгоизме, — писал он, — я придумал замечательную гиперболу:
  „Для большинства людей совершить убийство так же легко, как
  стряхнуть грязь со своих сапог
“. И тут же понял, что никакая это
  не гипербола
».

(+)Фото: Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955).
    Испанский философ.



Карикатура: «Гости». Сергей Корсун.

Слишком много свекровей

Шопенгауэр считал полигамию более естественной и гуманной,
чем моногамия.
Среди аргументов в защиту многоженства он приводил и такой:
«Полигамия позволяет не сближаться чересчур с родителями жены,
  которые имеют обыкновение вмешиваться в семейную жизнь детей
  и вполне способны разрушить ее до основания. Однако
, — добавлял
  философ, поразмыслив, — десять свекровей взамен одной — это уж
  чересчур
».

(+)Карикатура: «Гости».
    Сергей Корсун.

Сергей Корсун: «Гости»

Карикатура. Рогоносец. Алексей Меринов.

Противоестественная моногамия

Шопенгауэр не видел в моногамии никакой добродетели,
напротив, считал ее противоестественной.
«В молодости, — писал он, — мужчине требуется слишком
  много, а с годами все меньше. Женщине же наоборот.
  Потому большинство мужчин в молодости распутники, а
  к старости рогоносцы
».

Карикатура. Рогоносец.
Алексей Меринов.

Галерея Алексея Меринова

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Иллюстрация Энтони Гарнера.

Свет и скорпионы

Признание пришло к Шопенгауэру в последние годы жизни.
В то время с ним пытался сблизиться один известный в Германии
профессор философии, но мыслитель решительно и даже грубо
отклонил его дружбу, заявив, что сияние столь яркого светила
ослепляет его, вынуждая поступить по примеру скорпиона,
которого вытащили на свет и не дают вернуться в спасительную
темноту, то есть отравиться собственным ядом.

Незадачливый профессор пал жертвой ненависти, которую
Шопенгауэр питал к ученой братии.
Незадолго до смерти он произнес:
«Мне не жаль, что тело мое пойдет на корм червям.
  Куда страшнее, что всякие профессора станут
  копаться в моих книгах
».

(+)Артур Шопенгауэр (1788–1860).
    Иллюстрация Энтони Гарнера.



Картина: «Аптекарь Абрахам Франкен», 1657 г. Рембрант (1606-1669).

Четвероякий корень

Первый труд Шопенгауэра (за который он получил степень доктора)
назывался «О четверояком корне закона достаточного основания».
Только что вышедшую книгу он сразу же с гордостью показал матери,
тоже писательнице, с которой в те времена был очень дружен
(вскоре от этой дружбы не осталось и следа).
Прочтя название, мать поморщилась:
Что это еще за четвероякий корень? Или ты написал
    пособие для аптекарей?

(+)Картина: «Аптекарь Абрахам Франкен»,
    1657 г. Рембрант (1606-1669).

Поблизости жил друг Рембрандта Абрахам Франсен,
аптекарь и коллекционер...



Фото: «Садовники тоже шутят». Фотограф Андрей Лекарев.

Шопенгауэр и садовник

Шопенгауэр, как известно, считал, что в основе мира лежит воля.
Эта воля выражена в каждой вещи (и, разумеется, в каждом человеке),
и через них обращается к нам, но чтобы услышать ее зов, нужно
отрешиться от себя. Полностью отказаться от собственной воли.
Другими словами, чтобы постичь тайну бытия, нужно преодолеть тесные
границы собственной личности и превратиться в нечто вроде «мирового ока».

Сафрански рассказывает, как однажды, гуляя по Дрезденскому ботаническому
саду, Шопенгауэр надолго застыл у клумбы с цветами и благоговейно их разгля-
дывал, словно внимая одному ему слышным голосам. Приметив странного госпо-
дина, садовник подошел к нему и поинтересовался, кто он и что, собственно
говоря, делает возле клумбы. — Кто я такой? — переспросил Шопенгауэр. —
Если бы вы мне сказали, я был бы вам очень благодарен.

(+)Фото: «Садовники тоже шутят». Фотограф Андрей Лекарев.
    Ботанический сад кантона Тичино на островах Бриссаго. Швейцария.



Фото: «Собачья преданность». Cело Тыйглаш Ужгородского района в Украине.

Собачья преданность

У Шопенгауэра был неуживчивый характер.
Неудивительно, что за всю жизнь он так и не обзавелся
друзьями.

Впрочем, самого философа это нисколько не волновало.
Наоборот, он видел в отсутствии друзей повод для гордости.
«Тот, кто оценивает ближнего по количеству друзей, ничего
  не смыслит в человеческой природе
, — утверждал философ. —
  Дружба не медаль за особые заслуги! Собаки преданы тому, кто
  их ласкает и кормит. Так и с людьми. Много друзей у того, кто
  умеет вовремя потрепать по загривку, будь он даже сто раз
  негодяем».

(+)Фото: «Собачья преданность».     Собачья преданность
    Cело Тыйглаш Ужгородского района в Украине.



Фильм: «Человек и его собака». 2008 г. Жан-Поль Бельмондо.

Собака Шопенгауэра

Шопенгауэр до конца своих дней оставался неисправимым мизантропом.
С возрастом он окончательно превратился в старого брюзгу, который
легче находил общий язык с псом по кличке Бутц, чем со своими
собратьями по виду. С собакой философ обращался куда лучше, чем с
людьми, и порой беседовал с ней так, будто животное понимало его слова.
Разумеется, время от времени он сердился на пса. И в сердцах бросал ему
самое страшное оскорбление: «Человек!»

(+)Фильм: «Человек и его собака». 2008 г.
    Страна: Франция, Италия.
    Жан-Поль Бельмондо.