Исторические анекдоты и истории

Истории средневековья — 1

Философия с шуткой.
О великих философах и их учениях — 1


Замок Керлаверок средневековой  Шотландии.

Введение

Средневековье условно делится на три основных периода:

    I. Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).
    II. Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века).
    III. Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).

Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья
крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что
империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда
Ромул Август отрёкся от престола).
Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
Сторонники так называемого долгого Средневековья, основываясь на
данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают
окончанием Средневековья, повлёкшим за собой изменения во всех
слоях европейского общества, Великую французскую революцию конца
XVIII века, такого же мнения придерживалась советская наука/

       (+)Замок Керлаверок средневековой Шотландии.



Книга: «Философия с шуткой». Педро Гонсалес Калеро. Москва. 2010

Философия с шуткой.
О великих философах и их учениях

Автор: Калеро Педро Гонсалес.
Жанр: Философия, Прочий юмор.
Серии: Галилео.
Язык оригинальной книги: Испанский.
Переводчик: Матерновская Екатерина А.
Город печати: Москва.
Год печати: 2010 г.
ISBN: 978-5-389-00813-7

В своей веселой и при этом глубокой книге испанский ученый
и писатель Педро Гонсалес Калеро рассказывает об истории
философии, о том, над чем смеялись философы, и о том, как
смеялись над ними самими. Он приглашает читателя в увле -
кательное путешествие dо времени и пространстве, в гости
к Диогену, Конфуцию, Вольтеру. Дидро, Расселу, Хайдеггеру
и другим мыслителям прошлого.

Почти все истории и анедоты из этой книги (1-5 стр.)



Иллюстрация Энтони Гарнера: «Блаженный Августин» (354–430 гг.)

Что делал Бог, до того как создал мир?

Блаженный Августин живо интересовался категорией времени.
Рассуждая, он пришел к интересному выводу:
тому, кто знает, что такое время, нет нужды рассказывать об этом другим,
тот же, кто пытается объяснить, что это такое, на самом деле ничего не знает.
Согласно Августину, если нет мира, нет и времени, поскольку вне мира ничего
не изменяется, а время — это и есть изменение. А потому бессмысленно спрашивать,
что появилось раньше: время или мир. Господь создал их вместе, в один миг.

По той же причине Августин полагал бессмысленным еще один вопрос, занимавший его
современников: что делал Бог, до того как создал мир?
В те времена шутили:
— До того как создать мир, Бог был занят созданием ада, чтобы было куда помещать
    грешников, задающих такие вопросы.

(+)Картина: «Потерянный рай». Художник Павел Попов.

Павел Попов

Фото: «Молитва». Автор:  Собака на сене.

Длинная минута Бога

Для христианской, мусульманской и еврейской философии
характерно представление о том, что время
для человека и для Бога течет по-разному.

Автор книги «Круг лжецов» Клод Карьер рассказывает
по этому поводу замечательный анекдот:
«Человек просит у Бога денег:
— Боже Всемогущий, пошли мне сто тысяч долларов!
    Для тебя ведь это ничто! Ты все можешь!
    Для тебя не существует расстояний, а сто лет — как одна минута!
    Сто лет как одна несчастная минута! Сто тысяч долларов для тебя,
    что один жалкий цент! Так дай мне один цент, Господи!
И Господь отвечает:
— Подожди минутку…»

(+)Фото: «Молитва». Автор: Собака на сене.

Молитва

Тертуллиан на гравюре Нового времени (155/165-220/240 гг.)

Взаимная ненависть

Тертулиан был одним из величайших апологетов христианства, писавших по-латыни.
Он считал, что истинная вера должна быть свободна от доводов разума
(не случайно ему приписывают знаменитую фразу «Верую, ибо абсурдно»).
Философию Тертуллиан считал вредной ересью. Даже если суждения
пары-тройки философов древности, полагал он, совпадают
с христианской догматикой, это чистая случайность и ничего больше.

Впрочем, ненависть Тертуллиана не была безответной.
Философия, по словам историка науки Этьена Жильсона, платила ему той же монетой:
«Христианин, зашедший на вражескую территорию, непременно заблудится».

(+)Тертуллиан на гравюре Нового времени (155/165-220/240 гг.)



Портрет Иоанна Скота Эриугены (Джордж Петри). Ирландия, 1977 г.

Обеденный стол

Иоанн Скот Эриугена, виднейший христианский мыслитель XI века,
был одним из немногих, кто не думал, будто разум и вера противоположны
друг другу.

Ирландец по рождению, Эриугена много лет прожил при дворе французского
короля Карла Лысого. Философ и монарх были друзьями.
Как-то раз, когда они обедали за одним столом, король решил подшутить
над Эриугеной и спросил:
— Как, по-твоему, что отделяет Скота от болвана?
Скот невозмутимо ответил:
— Обеденный стол.

Портрет Иоанна Скота Эриугены (Джордж Петри).
Ирландия, 1977 г.



Где же Бог?

Согласно воззрениям большинства теологов и христианских философов,
Бог вездесущ и всевидящ (но при этом ни в каком виде не присутствует
в земном мире).

Однажды эту идею по-своему выразил хасид (сторонник пантеистического
Когда Мейер еще был ребенком, кто-то из взрослых предложил ему:
— Я дам тебе флорин, если ты скажешь, где находится Бог.
Мейер ответил:
— Я дам тебе два, если ты скажешь, где его нет.

(+)Исаак Мейер (1819-1900)



Фильм: «Монах и бес», 2016 г.

Онтологический аргумент

В XI веке святой Ансельм Кентерберийский сформулировал знаменитый аргумент
в пользу существования Бога. Согласно этому аргументу, существование Бога
выводится из идеи Бога, а идея Бога — это идея совершенного существа,
настолько совершенного, насколько это возможно. Если есть совершенство, есть
и совершенное существо, то есть Бог. Философы более позднего времени доказали,
что из идеи нельзя вывести существования чего-либо.
Пародировать аргумент святого Ансельма не пытался только ленивый.

Вот как можно доказать, что дьявола не существует: идея дьявола — идея несовершенного
существа, настолько несовершенного, насколько это возможно; если несуществование есть
несовершенство, нет и самого несовершенного существа, то есть дьявола.

      (+)Фильм: «Монах и бес», 2016 г.



Роджер Бэкон (1214-1292). Статуя Бэкона в Оксфорде.

Как обмануть дьявола

Смерть выдающегося английского философа, естествоиспытателя,
профессора Оксфордского университета и францисканца Роджера Бэкона
(ок. 1214 — ок. 1294) покрыта тайной.

Говорили, что ученый заключил договор с Сатаной, по которому
враг человеческий должен был получить Бэконову душу, если философ
умрет в церкви или вне церкви.
Бэкон придумал, как обмануть дьявола: он сделал маленькую келью
в церковной стене (ни снаружи, ни внутри), лег в нее и умер.

(+)Роджер Бэкон (1214-1292).
Статуя Бэкона в Оксфорде.



Статуя Пьера Абеляра на здании Луврского дворца в Париже. Пьер Абеляр (1079-1142).

Диалектик-скопец

Пьер Абеляр был одним из величайших диалектиков XIII века.
А еще он был красавцем и прирожденным оратором, не знавшим
недостатка в учениках.
В отличие от других мыслителей, избравших мистический путь познания Бога,
Абеляр считал, что христианская вера вполне сочетается с рациональным мышлением.
Блестящие логические построения помогали ему неизменно выходить победителем
в философских диспутах.

Карьера Абеляра пошла под откос, когда он повстречал юную красавицу Элоизу.
У влюбленных родился сын, которого назвали Астролябием.
Чтобы избежать гнева Фульбера, дяди и опекуна Элоизы, ревностно оберегавшего
доброе имя своей семьи, Элоиза с Абеляром обвенчались, но философ предпочитал
держать их брак в тайне, опасаясь, что новый статус повредит его репутации.
По той же причине он поселил Элоизу в Аржантейльской обители.
Однако Фульбер и его родичи все равно сочли, что Абеляр опозорил девушку,
и твердо решили отомстить за поругание семейной чести.
Под покровом ночи они проникли в спальню философа и оскопили его.
Как заметил Пьерджорджо Оддифредди, есть печальная ирония в том, что
именно Абеляр ввел в научный обиход термин «слияние». Эту мрачную историю
поведал сам философ в автобиографической книге «Historia calamitatum».

(+)Статуя Пьера Абеляра на здании Луврского дворца в Париже.
Пьер Абеляр (1079-1142).



Раймунд Луллий (1232-1315) — философ.

Короны корней

Раймунд Луллий писал практически обо всем.
О философии, теологии, математике, алхимии, педагогике…
Неутомимый в познании уроженец Майорки мечтал обратить
всех евреев и мусульман в христианскую веру и специально
для этого разработал особые принципы мышления (ars combinatoria),
пригодные не только для познания уже существующих истин, но и
для открытия истин совершенно новых.

Сочинения Луллия полны символов, аллегорий, афоризмов,
каббалистических расчетов и специфического юмора, например, такого:
«Вода объявила, что ею короновали короля и потому она — главная из
стихий, но огонь возразил, что этот король — всего лишь дерево,
перевернутое кроной вниз».

(+)Раймунд Луллий (1232-1315) — философ.