Анекдоты про армию и флот

Анекдоты и Истории про Штирлица

Особенности возникновения каламбуров в киноанекдотах

5. Что осталось на трубе?
Тип А и его прототип.


Штирлиц стрелял вслепую

Фильм: «Телохранитель», 1992 г.

Среди каламбурных анекдотов типа А вторым по частотности будет
анекдот Штирлиц стрелял вслепую. Слепая упала (7 текстов).
По такой же модели произведены каламбуры подтипов АIIn и AIIm.
Вот несколько примеров (другие примеры см. в указателе каламбуров):
— Штирлиц стрелял вслепую. Слепая упала назвзничь.
— Взничь бросился наутек. Утек бежал первым.
— Штирлиц стрелял вслепую. Слепая упала враскорячку.
    Раскорячка медленно отъехала.
— Штирлиц выстрелил в упор. Упор упал.
— Штирлиц бежал скачками. Качки бежали с визгом.
    Визг бежал первым.
— Штирлиц шел вразвалку. Развалка была закрыта.

    Особенности возникновения каламбуров в кинозависимых анекдотах


Кевин Костнер и Уитни Хьюстон.

Фильм: «Телохранитель», 1992 г.

Телохранитель

(+)Фото: Кевин Костнер стреляет „вслепую“.
(+)Фото: Кевин Костнер и Уитни Хьюстон.

Whitney Houston — „I Will Always Love You“.

Телохранитель (фильм, 1992)



Штирлиц бьет бутылкой Холтоффа по голове.

Штирлиц прибегает к насилию

Эти тексты структурно подобны, и легко можно выделить инвариантную
структуру, обеспечивающую их порождение. Другой вопрос, что, хотя
анекдоты типа А — эндемики цикла о Штирлице, трудно указать прототип
в фильме, благодаря которому появились такие цепочки каламбуров.
Связь типа А с фильмом прекрасно объяснила бы, почему такие анекдоты
встречаются только внутри цикла о Штирлице, однако такую связь еще
надо найти и доказать. Обратите внимание,
что в вышеприведенном анекдоте Штирлиц стреляет в слепую.
В других текстах он стреляет по очереди, выстреливает в упор,
застреливает Мюллера и стреляет чинарики.
Настойчивость, с которой Штирлицу приписывается именно это действие —
стрелять в кого-то — удивляет. В фильме вообще очень мало традиционных
для шпионского кино сцен выстрелов и погони, и сам Штирлиц прибегает
к насилию за весь фильм всего 2 раза:
в восьмой серии он бьет бутылкой Холтоффа по голове (и этот эпизод
попадает в анекдот
), а во второй серии убивает провокатора Клауса.



Штирлиц ликвидирует провокатора Клауса

Штирлиц стреляет в агента Клауса.

Штирлиц стреляет в агента Клауса.

На этом эпизоде остановимся поподробнее.
Этот фрагмент, чрезвычайно значимый в фильме — всё–таки положительный
герой становится убийцей — семиотически очень нагружен. Так, например,
по ходу разговора зритель догадывается, что Штирлиц собирается что–то
сделать с Клаусом, сам же Клаус совершенно не в курсе намерений Штирлица.
Между ними происходит странный диалог: Штирлиц пообещал достать Клаусу
рыбных консервов (погибнет Клаус в воде); Штирлиц заставляет его написать
письмо, которое можно истолковать как прощальное письмо самоубийцы;
после того как Клаус написал письмо, он начинает дурачиться: хватает
кинжал со стены и театрально пронзает им свою грудь; кроме того, когда
Штирлиц ведет ему к месту казни (Клаус ни о чем не догадывается), Клаус
вспоминает, что все приговоренные к смерти, с которыми он сидел, любили
вспоминать природу.
Тема смерти представлена в этом эпизоде прогностически на всех уровнях.



«Ночной портье». Фильм, 1974 год.

Штирлиц стреляет в слепую

Анекдоты, приведенные в начале данного раздела, могли
возникнуть под влиянием сцены убийства Клауса.
Осталось решить вопрос, откуда же взялась основная
героиня этих анекдотов — Слепая.
Клаус отвечает на вопрос Штирлица «Точно ли пастор будет
работать на него?
». — «Я не работаю вхолостую».
Штирлиц говорит Клаусу: «Продолжайте, мы же говорим в открытую».
Сочетания работать вхолостую и говорить в открытую достаточно
литературны и редки в разговорной речи.
Однако у выражения играть/говорить в открытую существует
не вполне точный антоним, а именно: „совершать действие, не имея
возможности оценить ситуацию
“, т.е. делать что-то вслепую.

(+)Фото: «Ночной портье». Фильм, 1974 год. Дерк Богард и
    Шарлотта Рэмплинг. Ночной портье.



В упор, навзничь, вслепую

Фильм: «В упор», 2010 г.

Навзничь.

Важную роль сыграло и то, что все три ключевых дополнения (в упор,
навзничь, вслепую
), заимствованные из эпизода убийства Клауса,
могут расчленяться через отторжение от себя предлога/приставки
на– и в–, приводя к образованию новых означаемых. Во всех трех
случаях потенциальному автору анекдота требуется задействовать
один и тот же механизм (новое морфологическое членение), что,
возможно, и произошло в действительности. По крайней мере, мы
знаем точно, что анекдоты этой группы очень частотны и имеют
множество вариантов.
Механизм оказался продуктивным. Настолько продуктивным, что
превзошел тип В, который, напомню, является очень популярным
в русском языке.


Анализ анекдотов про Штирлица

Глаз.

Если мы проанализируем все 243 текста АШ (анекдотов про Штирлица), в которых
присутствуетязыковая игра, то увидим, что по способу образования каламбура
они неоднородны и разделяются на два различных типа:
1. Первый (назовем его в дальнейшем тип А) образует анекдоты, в которых омоним
    возникает сложным образом — за счет нового морфологического членения слова,
    которое часто приводит к его делексикализации, при этом слову часто возвращается
    его предыдущее (или псевдопредыдущее) морфологическое состояние.
    Так, каламбур «Штирлиц выстрелил вслепую. Слепая упала» построен именно на том,
    что наречие вслепую (морфологически поздняя форма) расчленяется и превращается
    в существительное с предлогом (в слепую), а потом этой форме возвращается
    её начальная форма (слепая).
2. Второй тип каламбура (тип В) построен на простой омонимии или полисемии и никакой
    морфологической перегруппировки не содержит (например: «Штирлиц поднял глаза.
    Это были глаза пастора Шлага
»).
    При дальнейшем анализе для типов А и В можно выделить два подтипа (I и II).
    Критерий их различия: получается ли в результате каламбурареально
    существующее слово (слепая, глаза) или нереальное (Взничь, Наверняк).


Лексикализа́ция.

Лексикализа́ция

Лексикализа́ция — превращение отдельного элемента языка (морфемы, словоформы),
сочетания слов в отдельное знаменательное слово либо устойчивую фразеологическую
единицу — лексикализованное сочетание или фразеологизм, функционирующую в качестве
эквивалента отдельного слова. Значение фразеологизма, образованного в процессе
лексикализации, отлично от значений составляющих его слов; степень отличия может
варьировать в широких пределах: от невыводимости значений фразеологизма из значений
образовавших его слов (образование идиом) до значения, следующего из значений
составляющих слов (образование фразеологических сочетаний).
Лексикализация является механизмом пополнения как общеупотребительной, так и
специальной и терминологической лексики, в результате которой лексикализованные
сочетания в конечном итоге входят в языковую норму; при этом в случае пополнения
общеупотребительной лексики преобладает дескриптивное (описательное) установление
нормы фиксацией узуальных употреблений лексикализированных сочетаний
во фразеологических словарях, а при пополнении терминологий — прескриптивная
(предписывающая) кодификация терминологическими комиссиями в терминологических
сборниках.
Омо́нимы (от греч. homos «одинаковый» и onyma «имя») — одинаковые по написанию и
звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.
Омонимия — звуковые совпадение различных по значению единиц: ключ «родник» и
ключ «инструмент», брак «изъян» и брак «женитьба».
Полисеми́я (от греч. πολυσημεία — «многозначность») — многозначность, многовариантность,
то есть наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений...

Особенности возникновения каламбуров в киноанекдотах





Штирлиц упал навзничь

Штирлиц упал навзничь.
Взничь бросился наутек.
Утек бежал первым.

(+)Фото: Харальд Крюгер — гендиректор BMW упал навзничь.
    Франкфурт, 15 сентября 2015 г.
(+)Фото: Тим Декей — актёр, США.


Раскорячка Штирлица

Волочкова.

Волочкова.

Штирлиц сел в раскорячку.
Раскорячка сразу завелась.

«Подрастопырившись слегка,
  Докажет вам любая бяка,
  Что для набивки кошелька
  Полезно делать раскоряку!
».



Штирлиц дрался с Огоньком

Уличная поэма «Шпана».

Уличная поэма «Шпана».

Штирлиц дрался с огоньком.
Огонек дрался как мог.
Мог был парень крутой.
А Крутая слабаков не жаловала.

(+)Фото: Уличная поэма «Шпана».
    Уличная поэма «Шпана».



Штирлиц бил наверняка

Штирлиц бьёт бутылкой Холтоффа.

Штирлиц бьёт бутылкой Холтоффа.

Штирлиц бил наверняка.
Наверняк защищался как мог, а
Мог был сильный парень.

(+)Фото: Штирлиц бъёт бутылкой Холтоффа.
    Бьёт наверняка.



Штирлиц знал и помнил наверняка.

Штирлиц помнил наверняка

Штирлиц помнил наверняка.
Наверняк не знал Штирлица.

(+)Фото: «Наверняк Пётр Петрович
    (1926–1944)».



Работа.

Фильм: «Ночной портье». 1974 год. Дерк Богард и Шарлотта Рэмплинг.

Штирлиц стрелял вслепую

Штирлиц стрелял вслепую — слепая
бегала и кричала.



Штирлиц стрелял по очереди

Обергруппенфюрер СС Артур Флепс с пистолетом–пулеметом Стен - МР 3008.

Генерал СС Курт Далюге с пистолетом „Люгер“. 1942–43 г.

Штирлиц и Шелленберг стреляли по очереди —
очередь быстро редела.

(+)Фото. Генерал СС Курт Далюге практикуется
    с пистолетом „Люгер“. Прага, Чехословакия, 1942–43 год.
(+)Фото. Обергруппенфюрер СС Артур Флепс
    с пистолетом–пулеметом Стен - МР 3008.



Стиль Teddy Boys (тедди-бойз), 1950–е гг.

Готовность к бою

Штирлиц приготовился к бою.
Но пришла герл.

Фото: «Teddy Girls». 1950 г. Британский фотограф
(+)Фото: «Teddy Boys». 1950–гг. Кен Рассел.
Тедди-бои
Стильные „пацанки“: тедди-герлз
Teddy Boys — прародители советских стиляг



Штирлиц стрелял по очереди

Забег быков на фестивале Сан-Фермин, 9 июля 2012 года.

Владислав Галкин в роли Таманцева. «В АВГУСТЕ 44–го».

У Штирлица было два пистолета.
Он стрелял из них по очереди.
Очередь заметно редела

(+)Фото: Владислав Галкин в роли Таманцева. «В АВГУСТЕ 44–го».
(+)Фото: Участники фиесты во время третьего забега быков
    на фестивале Сан-Фермин, 9 июля 2012 года.
    Фестиваль Сан-Фермин в Памплоне от 10.07.2012



Карикатура: «Снайпер». Сергей Корсун.

Ранение в голову

Раздался выстрел.
По свисту ветра в голове Штирлиц понял,
что ранение сквозное.

Штирлицу в голову попала пуля.
«Разрывная» раскинул мозгами Штирлиц.

(+)Карикатура: «Снайпер».
    Сергей Корсун.

Сергей Корсун: «Снайпер»

Пьяный велосипедист, 19 февраля 1998 год.

Велосипедист

Штирлиц катался на велосипеде и разбил яйца об раму.
Через два дня Абрам умер.

(+)Фото: «Пьяный велосипедист».
    Фотограф Кристофер Миллер.
    Фотография была сделана на шоссе Варшава-Седльце
    в день святого патрика Джордана. Это религиозный
    праздник, отмечаемый в православной Церкви в честь
    Крещения Христа.    Пьяный велосипедист

«Я буду долго гнать велосипед.
  В глухих лугах его остановлю.
  Нарву цветов и подарю букет,
  Той девушке которую люблю.
  Нарву цветов и подарю букет,
  Той девушке которую люблю».
(Александр Барыкин).