Анекдоты про армию и флот

Анекдоты и Истории про Штирлица

Особенности возникновения каламбуров в киноанекдотах

3. Кадр и голос


Ефим Копелян.

Ефильм Закадрович

«Голос Копеляна — особый предмет... Я думаю, что
  не только обаяние артиста, но и его «закадровость» повлияли
  на структуру и содержание анекдотов про Штирлица...».

(+)Фото: Ефим Захарович Копелян (1912–1975).

«Ефильм Закадрович». — Так в шутку называл
себя народный артист СССР Ефим Копелян.
Приезжая на съемки из Ленинграда, он частенько говорил:
«Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович — я же
  все время за кадром
».
Уже после смерти, в 1976 году, за участие в сериале
Ефим Копелян получил Государственную премию РСФСР.
Првда – Гомель

Когда Ефим Захарович Копелян умер, Товстоногов
произнес фразу, сразу ставшую легендарной:
«Из театра ушла совесть».

Его голосом думал Штирлиц…
Советский анекдот: живой героический эпос русской истории

Счастливая девочка

Служанка Штирлица.

Штирлиц подводит часы.

В в другой моей работе сделана попытка показать, что анекдот
успешно возникает тогда, когда элементы обоих скриптов присутствуют
в тексте-прототипе, пусть даже в латентном состоянии. Если зритель
соединяет эти элементы в бисоциацию, появляется хорошая возможность
для создания анекдота. Так, например, в первой серии Копелян
комментирует мысли Штирлица, когда горничная (хорошенькая девушка)
замешкалась с ответом на вопрос, сколько сейчас точно времени.
Копелян дает следующий комментарий: «Счастливая девочка“, — она может
себе позволить это „около семи
— подумал Штирлиц. — Самые счастливые
люди — это те, которые могут вольно обращаться со временем, ничуть
не опасаясь за последствия
».
Особенности возникновения каламбуров в кинозависимых анекдотах



Славные девочки

Штирлиц.

Две девушки.

Как известно, Штирлиц в фильме — пуританин, и традиции
почти не за что уцепиться. Поэтому делается максимум
выводов из минимума данных. Этот комментарий Копеляна
вместе с кадром, где рядом со Штирлицем присутствует
девушка, превращается в анекдот следующего содержания:
Штирлиц проснулся около двух. «Славные девочки», —
подумал он, наблюдая, как обе одеваются.



.

Штирлиц около двух

Штирлиц проснулся около двух.
— Хорошие девочки, — подумал
    Штирлиц одеваясь.

(+)Фото: «Стань ближе Истории».

Чешское агентство Euro RSCG Prague предлагает поближе
познакомится с историей, посетив Музей Коммунизма в Праге.
Размещенный в одном из самых своеобразных зданий центральной
Праги, этот музей является знаковым местом.
Его основатель Глен Спикер решил таким образом напомнить
молодым чехам и представителям других национальностей
о том, что пережили граждане Чехословацкой Республики.

Памяти коммунизма посвящается…

Дверь Бормана

Запертая дверь.

Борман–Визбор.

Проходя по коридору, Штирлиц толкнул дверь кабинета
Бормана. Дверь не открылась.
Штирлиц толкнул сильнее. Дверь не открылась.
Тогда Штирлиц разбежался и ударил дверь плечом.
Дверь не открывалась.
— Заперто, — подумал Штирлиц.
Голос Копеллана за кадpом:
«Hа себя, болван! Двеpь — на себя!».



Добрый Штирлиц

Фото: «Карта таро „Повешенный“». Ксения Венглинская.

Проститутки на Эрихштрассе. Берлин, 1920-е гг.

Штирлиц Мюллеру, прогуливаясь по Кайзер-штрассе:
— Может, снимем девочек, группенфюрер.
— Какой вы добрый, Штирлиц, пускай ещё повисят!

(+)Фото: Проститутки на Эрихштрассе. Берлин, 1920-е гг.
    Проститутки на улицах Берлина.
(+)Фото: «Карта таро „Повешенный“». Ксения Венглинская.
    «Карта таро „Повешенный“». Ксения Венглинская.



Славные девочки на улицах Берлина

Проститутки садятся в автомобиль клиента. Берлин, 1920

Полиция измеряет длину платьев. Берлин, 20–е гг.

Штирлиц вышел из дома и наткнулся на сук:
— Славные девочки, — подумал про себя Штирлиц,
    но вслух сказал, — шли бы вы домой,
    девушки, война всё-таки.
Штирлиц шел по Берлину и увидел проституток.
Недосуг“, — подумал Штирлиц.

(+)Фото. Полиция измеряет длину платьев. Берлин, 20–е гг.
(+)Фото. Две женщины лёгкого поведения на Эрихштрассе
    садятся в автомобиль клиента. Берлин, 1920 год.



Фото: «Мода, 1974 год». Хельмут Ньютон.

Штирлиц около двух

Интересно, что замечание Штирлица «счастливая девочка»
полностью переходит в анекдот с незначительными стилисти–
ческими изменениями. Но важнее оказывается факт перехода
из фильма в некую протоанекдотическую форму потенциальной
возможности каламбура. Из сочетания «около семи» в принципе
легко сделать каламбур, где указание на время может заменяться
на указание количества каких–то объектов или персон,
возле которых находится субъект повествования.

Но семь девушек для любовной сцены многовато (Штирлиц —
не Белоснежка!
), а две — как раз.

Штирлиц проснулся около двух.
— Хорошие девочки, — подумал Штирлиц, одеваясь.

(+)Фото: «Мода, 1974 год». Хельмут Ньютон.
    «Отец говорил мне , что я кончу свою жизнь на дне,
      потому что думаю только о девчонках и фотографиях
».



Даниэла и Диана Ретеган. Румыния.

Сёстры Ретеган. Румыния.

Раннее утро разведчика

Штирлиц встал спозаранку и дернул занавеску.
Он не знал, что Позаранку и Занавеску —
румынские разведчицы.

(+)Фото: Дениз, Даниэла и Диана. Сестры–румынки
    Ретеган являются фитнес-моделями и проживают в Австрии
(+)Фото: Даниэла и Диана Ретеган.
    Сёстры Ретеган



Лечебная трава фрау Заурих

Фрау Заурих показывает Штирлицу лечебную траву.

Однако бисоциация может возникнуть не только в случае наложения двух
элементов одного и того же плана (речи персонажей), она может появиться
и в случае наложения двух планов: видеоряда и речи персонажей, где
элемент содержания одного омонимичен элементу другого.
Например, на первых секундах фильма (!) зритель видит, как некий
человек гуляет по весеннему лесу и (крупным планом) нюхает почки
на деревьях, а через 2 мин 47 с. зритель слышит вопрос фрау Заурих,
адресованный Штирлицу:
— Эта трава очень помогает при больных почках. У вас болят почки?
Бользен (Штирлиц): — Нет.
Фрау Заурих: — Жаль. Очень жаль. Потому что этот отвар
                         очень хорошо помогает при больных почках.
Для нас важен также фон эпизода: они гуляют именно по весеннему лесу.
Кроме того, почки всплывают также и в 3-й серии, когда Штирлиц приходит
на похороны своего друга Карла Плейшнера (который был врачом), и
его спрашивают, почечник ли он? (т.е. лечил ли почки у почившего?).



Почечники в церкви

Эрнст Кальтенбруннер в церкви на отпевании профессора Карла Плейшнера. 3–я серия.

Штирлиц в церкви на отпевании профессора Карла Плейшнера. 3–я серия.

Жена военного в трауре черном: — Кто это?
— Это Кальтенбруннер! — Что, он тоже почечник?
— Да, он долго лечился у Плейшнера.
Когда Кальтенбруннер со свитой уходит,
военный с супругой спрашивает Штирлица:
— Вы тоже лечились у него? — Увы.
— Где же мы будем теперь лечиться?
— Ума не приложу.

    Штирлиц приехал в церковь, чтобы проститься со своим другом:
    «Хоронили умершего профессора медицины Карла Плейшнера,
      который многие годы был соратником и помощником Штирлица
      в антифашистской борьбе. Штирлицу очень хотелось подняться
      к гробу и поцеловать лоб умершему, но он не мог этого
      сделать
», — вещает голос за кадром Ефима Капеляна.
    Неожиданно с охраной входит Кальтенбруннер, который лечился
    у профессора — приносит соболезнования семье умершого и уходит.



Вслед за почками – глаза

Глаз.

В отличие от продемонстрированного выше случая встречаются
анекдоты, возникающие на основе видеоряда, который постоянно
находится перед глазами зрителя. Например, в фильме много
времени уделено демонстрации лиц героев крупным планом (что
должно показывать напряженность мыслительного процесса
).
С такого момента и начинается собственно первая серия фильма.
Видимо, так и возникает анекдот: «Штирлиц поднял глаза.
Это были глаза профессора Плейшнера
». При этом, конечно,
Плейшнер может заменяться на Мюллера и т.д.
Глаза вслед за почками оказываются отторжимы от тела.
Схема такая — сначала Штирлиц видит нечто (это был чемодан Эрвина,
это была машина Бормана, это был сигнал провала...
), потом это нечто
показывают крупным планом, и только потом Копелян комментирует:
«Это был...».