Анекдоты про армию и флот

Анекдоты и Истории про Штирлица

Особенности возникновения каламбуров в киноанекдотах

1. Каламбуры и анекдотический фонд


В. Тихонов.

Штирлиц подвёл итоги

Если посчитaть количество анекдотов, построенных на языковых играх,
в цикле о Штирлице и других сериях, мы обнаружим, что в анекдотах
про Штирлица (АШ) аномальновысокое количество каламбуров — 243 из
500, т.е. 48,6%, в то время как вдругих циклах это число колеблется
от 15% до 25%.
При этом количество каламбурных АШ все время продолжает расти.
Вот несколько примеров, собранных в 2003 г.:
(1) Штирлиц подвел итоги. Киселев перестал подавать ему руку.
(2) Штирлиц сварил вермишель и решил ее промыть.
    «Тут не обойтись без дуршлага», — подумал он и сказал:
    «Шлаг, зовите–ка своих дур».

Особенности возникновения каламбуров в кинозависимых анекдотах



Карикатура: «Приятный собеседник». Сергей Корсун.

Выживание анекдота

Такую аномалию необходимо объяснить.
Существует какая-то причина, заставляющая носителей традиции
постоянно придумывать каламбурные анекдоты про Штирлица.
— Какая причина, с точки зрения прагматики текста, может заставить
    человека рассказать именно каламбурный анекдот?
— Какая существенная разница между каламбурными и
    некаламбурными анекдотами?
Рассказчик анекдота должен соблюдать некоторые правила, чтобы
коммуникативный акт оказался успешным и слушатели засмеялись.

К этим правилам несомненно относится и требование к длине текста:
текст не должен быть настолько длинным, чтобы внимание слушателей
могло рассеяться.

Это не так очевидно, как кажется, однако следует учесть, что
тексты ведут жесткую «конкурентную борьбу» за выживание
и «продолжение рода».

(+)Карикатура: «Приятный собеседник». Сергей Корсун.



Детеныш шимпанзе спит на животе матери.

Способность копировать себя

Можно привести следующую аналогию.
В биологии различают две стратегии размножения:
k-стратегия (когда организм производит огромное количество потомков,
однако не заботится о них, например, рыбы, которые мечут миллионы
мальков, а выживают тысячи
) и r-стратегия (когда животное производит
минимум потомков, но максимально о них заботится, например, человеко–
образные обезьяны, слоны и т.д.
).
Что такое «размножение» по отношению к тексту? Это его способность
копировать (с вариациями) самого себя, что может быть аналогично
передаче генного материала.

(+)Фото: «Трехдневный детеныш карликового шимпанзе бонобо спит
    на животе матери в зоопарке Франкфурта. А/Р.



Эпос и анекдот

Фото: «Гусляр». Менаждинов Ренат.

В зоопарке Таиланда.

Рассмотрим с точки зрения стратегии выживания полярнопротивоположные случаи:
эпос и анекдоты. Эпических сказителей мало, они высоко ценятся обществом.
За исключением отдельных ситуаций (типа соревнований придворных сказителей),
эпические сказания в жесткую конкуренцию не вступают. С другой стороны,
простой слушатель не может в следующее мгновение стать рассказчиком эпоса
(для этого требуется слишком много навыков, которые надо специально осваивать).
Соответственно, разница между слушателем и исполнителем эпоса огромна и постоянна —
в отличие от анекдота, где слушатель буквально вследующий момент может превратиться
в рассказчика. Эпический сказитель может сделать текст весьма длинным — аудитория,
которая специально пришла его слушать, заинтересована в нем вне зависимости от его
длины. Мы знаем огромное количество сказительских приемов, которые направлены на
увеличение объема текста, и ни одного — на его уменьшение.
Рассказчик же анекдота вынужден постоянно привлекать к себе внимание, конкурировать
с другими потенциальными рассказчиками за внимание слушателей.

В такой ситуации начинает работать принцип максимум информации в минимум времени.

Длинные анекдоты или не смешны, или очень искусно рассказаны.

(+)Фото: «Гусляр». Менаждинов Ренат. (+)Фото: «Чувство юмора». В зоопарке Таиланда, 2009 г.



Каламбур или нет

Фото: «Сказочник». Наташенька Родионова.

Если слов в анекдоте меньше 10 — то это почти однозначно каламбур,
и соответственно, если слов больше 25, то это — не каламбурный анекдот.
Наличие каламбура ведет к сокращению длины анекдота и уменьшению
усилий, затраченных на его исполнение.
Таким образом, мы знаем хотя бы одну зависимость, которая может
объяснить, почему исполнению каламбурных анекдотов оказывается
предпочтение, но эта зависимость не объясняет, почему каламбуры
так популярны именно в цикле о Штирлице.

(+)Фото: «Анекдот». © кожные покровы области сосков.
(+)Фото: «Сказочник». Наташенька Родионова.


Дуры Шлага

Штирлиц.

Фото: «Силиконовые дуры».

Штирлиц сварил вермишель и решил ее промыть.
«Тут не обойтись без дуршлага», — подумал он и сказал:
  «Шлаг, зовите–ка своих дур».

(+)Фото: «Силиконовые дуры».
(+)Карикатура: «Штирлиц». Grinya Lesnoy.
    Иллюстрации



Итоги Штирлица

Вячеслав Тихонов (1928–2009).

Евгений Кисилёв: «Итоги».

Штирлиц подвел итоги.
Больше Киселев ему руки не подавал.
Принесите, пожалуйста, Евгению Киселеву в эфир кофе…



Пристальный взгляд.

Пристальный взгляд

Штирлиц долго смотрел в одну точку.
Потом в другую...
«Двоеточие!», — наконец смекнул Штирлиц.

Штирлиц подумал.
Ему понравилось и он подумал еще раз.

Штирлиц часто сдавал свою голову на проявку,
ведь у него была фотографическая память!

(+)Фото: «Пристальный взгляд».

НЕ СУЙТЕ НОС В ДЕЛА ЧУЖИЕ



Пастеризованное пиво

Пастор Шлаг в камере с уголовниками.

Монастырское нефильтрованное пиво.

Штирлиц купил бутылку пива.
— Пастеризованное, — прочитал он
    и содрогнулся: «Бедный пастор Шлаг!».

(+)Фото: «Монастырское нефильтрованное пиво».
    (Непастеризованное пиво называют «живым»). Про пиво.
(+)Фото. Пастор Шлаг в камере с уголовниками.



Фото: «Винный спа».

Мюллер в бочке

Штирлиц рассказал пошлый анекдот и
вогнал Мюллера в краску.
— Смотри, какой чувствительный, —
    подумал Штирлиц и закрыл бочку.

(+)Фото: Евгений Лучкин.   Жена в винном спа!



Штирлиц в тюремной камере.

Камерная музыка

Штирлиц любил слушать камерную музыку.
Но музыка в камеру не проникала.

(+)Фото: Штирлиц в тюремной камере.

Группа «Магадан» —
„Камерная музыка“, 04:17.



Штирлиц и Габи.

Кардиограмма за 100 марок

Штирлиц вошел в кабинет, чтобы снять кардиограмму.
Кардиограмма была не против, но потребовала за это
100 марок.

(+)Фото. У врача–кардиолога.
Фото: Германия. Банкнота 100 рейхсмарок,
1935 г (1945 г.)



Девушка на море

Штирлиц развеялся. UrsaeRigor.

Штирлиц лёг на гальку

Штирлиц устал и решил развеятся.
Штирлиц вышел из моря и лёг на гальку.
Светка обиделась и ушла.

(+)Фото: «Штирлиц развеялся».     UrsaeRigor.
(+)Фото: «Девушка на море».



Света не давала

На пляже, Ницца, Франция.

Фото: «Взгляд».  Александр Чепусов.

На столе стояла свеча, но света не давала
Штирлиц погасил свечу и ...
Света согласилась.

Штирлиц вышел из моря и лёг на гальку.
Светка обиделась и ушла.

(+)Фото: «Взгляд».
    Александр Чепусов.
(+)Фото: «На пляже, Ницца, Франция».
    «Взгляд». Александр Чепусов



фотосесия Брэда Питта и Анджелины Джоли. Фотограф — Стивен Кляйн, июль 2005 года.

Чендлер и Моника в постели — сериал „Друзья“.

Дело было за малым

Штирлиц отнес Кэт в кровать и подумал:
«Ну, теперь дело встало за малым».
Но малое не встало.

(+)Фото: Чендлер и Моника в постели — сериал „Друзья“.
(+)фотосесия Брэда Питта и Анджелины Джоли.
    Фотограф — Стивен Кляйн, июль 2005 года.
Фотосесия Брэда Питта и Анджелины Джоли



Подписку Мюллеру

Удар в пах.

Штирлиц дал Мюллеру подписку.
Мюллер взвыл от боли.

(+)Карикатура: «Не вернулся из боя». Сергей Корсун.



Кирпич в руке.

Кирпич летит.

Кирпич для Штирлица

Штирлиц шёл по улице и вдруг ему на голову упал кирпич:
— Вот те раз! — подумал Штирлиц.
— А вот те два! — сказал Мюллер, бросая второй кирпич.

(+)Фото. Кирпич летит на голову.

Сайт любимого телесериала

Пронесло

Фрэнк Синатра в Лондоне, 1950 гг.

В туалете.

Штирлиц сидел и писал шифровку, вдруг забежал Мюллер
и оторвал чистую половину, и убежал.
— Пронесло, — подумал Штирлиц.
— Тебя бы так пронесло, — обиделся Мюллер.

Штирлиц любил испытывать терпение Мюллера,
и частенько подсыпал ему в кофе слабительное.

(+)Фото: „Пронесло“. :)
(+)Фото: Фрэнк Синатра в Лондоне, 1950 гг.
    Пока не пронесло. :))

Frank Sinatra — Strangers in the night (1966).



Заводила Штирлиц

«Телохранитель», 1992 г.

Фрэнк Фармер спасает жизнь своему клиенту.

В любой компании Штирлиц сразу же становился
заводилой. Водила был его телохранителем.
(+)Фото: В начале фильма телохранитель Фрэнк Фармер спасает
    жизнь своему клиенту, застрелив убийцу в подземном гараже.

Фрэнк Фармер спасает жизнь своему клиенту.

«Телохранитель», фильм, 1992 г.